Уважаемые покупатели! Сайт на реконструкции, цены и остатки не актуальны. Приносим свои извинения! Звоните!

Каталог товаров

Мы ВКонтакте



Статьи

26 Июля 2012
 На что обратить внимание при покупке кальяна?  Как выбирается кальян? Как..
21 Октября 2012
Основная идея курения кальяна - расслабиться  Сравнительно недавно нам..
25 Декабря 2012
Этикет и культура курения кальяна  Многие любители кальяна, особенно..
16 Мая 2013
Что говорят звезды о кальяне и кальянщиках?  Новая эра, когда людям стало..
7 Мая 2013
 Множество фруктовых рецептов для кальяна.  Как приготовить кальян на..
читать все статьи...

Система Orphus

Музей хрусталя им. Мальцовых в г. Гусь Хрустальный

ГУСЕВСКИЙ ХРУСТАЛЬ

 С фамилией Мальцовых связано возникновение стекольного производства во Владимирской губернии. После указа Сената 1754 г. о переносе всех «железных» и «стеклянных» фабрик на расстояние не менее 200 вёрст от Москвы во избежание пожаров и для «сбережения лесов», орловский купец Аким Васильевич Мальцов летом 1756 г. перевёл часть завода из Можайского уезда во «Володимерский уезд» Московской губернии при речке Гусь, в имении Никулино, в урочище Шиворово хрустальный завод. Первоначально здесь работали 59 человек при 4-х стекловаренных печах «о шести дойницах для материи на хрустальную посуду» и «о четырех дойницах для простой материи». При заводе помимо двух деревянных гут были печи для закалки изготовленной посуды, сушильня для дров, специальные чуланы для хранения посуды и стекла. На стиль изделий середины XVIII в. большое влияние оказало народное искусство. Это проявилось как в форме предметов, исполненных в гутной технике, так и в характере декора. Одновременно на заводе создавали образцы, украшенные богатой барочной гравировкой.

Screenshot_6

 Памятник Акиму Мальцову в Гусе-Хрустальном

 К середине XIX в. в Мещёре находилась пятая часть стекольных заводов России, многие из которых принадлежали Мальцовым. Их продукция была рассчитана на различные слои населения в России и на Востоке.
Наследниками Акима Мальцова стали сыновья – сначала Иван, затем Сергей.
С 1823 г. этими предприятиями руководил внук основателя И.С.Мальцов. В 1846 г. им была основана бумагопрядильня, в 1856 г. - Уршельский стекольный завод, началось строительство жилых кирпичных домов, открыты больница и училище.
Иван Сергеевич внимательно следил за всеми технологическими новшествами и внедрял их на проиводстве. При нём началось участие изделий завода во всероссийских мануфактурных выставках, где они отмечались высокими наградами, а также были удостоены «высочайшего благоволения и права изображения на них государственного герба». Выпуск продукции, ориентированной на восточный рынок, связан с дипломатической деятельностью И.С.Мальцова в Персии. Он занимал должность первого секретаря посольства, которое возглавлял А.С.Грибоедов. Во время погрома, учинённого религиозными фанатиками в русской миссии в 1829 г., Мальцов был единственным, кому удалось спастись. После кровопролития принцем Хозреф-Мирзой русскому двору был отправлен алмаз «Шах», как плата за смерть А.С.Грибоедова, а Мальцов получил право беспошлинной торговли с Персией.
Наследником огромного состояния и.С.Мальцова стал его племянник Ю.С.Нечаев-Мальцов. Стали внедряться передовые технологии, завоёвываться новые рынки сбыта.
В конце XIX в. гусевский хрусталь получает всемирное признание: в 1893 г. на выставке в Чикаго за серию изделий в восточном стиле продукция завода удостоена бронзовой медали и почётного диплома, а в 1900 г. в Париже - высшей награды Гран-при.
В начале ХХ в. их предприятия производили основной объём сортового стекла и высококачественного хрусталя в России.
Ю.С.Нечаев-Мальцов получил известность как щедрый меценат. В 1885 г. на средства Нечаева-Мальцова во Владимире было основано земское ремесленное училище, названное именем И.С.Мальцовых (ныне это старый корпус Владимирского Авиамеханического колледжа).

3456

 Здание Владимирского Авиамеханического колледжа.

По техническому оснощению мастерских оно было лучшее в Европе. В 1901 г. «за участие в деле устройства земского реального училища» Ю.С.Нечаеву-Мальцову было присвоено звание «Почётного гражданина города Владимира». Были открыты благотворительные учреждения в Москве, во Владимирской и Рязанской губерниях. В Гусь-Хрустальном был построен Георгиевский собор (архитектор Л.Н.Бенуа, художник В.М.Васнецов).

 Георгиевский собор

В 1903 г. фабричный поселок Гусь-Хрустальный был украшен величественным Георгиевским собором, сооруженным по заказу и на средства мецената Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, по проекту выдающегося русского архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Сам Бенуа писал: «В этот храм я все вложил, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих произведений». Для оформления собора Юрий Степанович пригласил В.М. Васнецова. Нечаев-Мальцов убеждал художника совершить поездку в Италию, чтобы «вдохновиться Микеланджело и Рафаэлем» перед началом работы над «Страшным судом». Но Васнецов отказался: «Не следует ли, скорее, избегать их видеть, чтобы не поддаться чарам этих великих чародеев в мире образов?». Восемь лет жизни - с 1896 по 1904 гг. Васнецов посвятил художественному оформлению Георгиевского собора. В Москве при Историческом музее был выстроен специальный павильон для работы над огромным полотном «Страшный суд» - 700 х 680 см. Для гигантского мозаичного панно «О Тебе радуется, Благодатная!» в алтаре Виктор Михайлович создал живописный эскиз в натуральную величину - 10 на 18 метров, изображение набиралось в Петербурге известным мозаичистом В.А. Фроловым. Мозаика была установлена в соборе в конце 1902 г., а остальные картины были закончены в 1904 г., но попали в собор значительно позднее. «Страшный суд» экспонировался в Историческом музее. Вызвал огромный интерес у публики и многочисленные отклики в прессе, преимущественно восторженные. Вот отзыв о картине в «Художественных сокровищах России» за 1905 г.: «Впечатление ошеломляющее… Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное - наши старые, московского письма иконы. Думается, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцова, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников… Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда». «Страшный суд» и картины для приделов «Распятие», «Сошествие во ад», «Евхаристия» с триумфом экспонировались в Петербурге, затем снова в Москве, и только в 1910 г., после трех выставок, картины наконец-то оказались в интерьере, для которого создавались. К сожалению, не сохранилось достойных фотографий интерьера собора в ту пору, но можно представить все его величие. Между черными колоннами из лабрадорита висели хрустальные люстры, бронзовые паникадила художественной работы, иконостас в бронзе с эмалью, сверкающее мозаичное панно в алтаре, огромные живописные полотна. Однако совсем близко был 1917 г.
После Октябрьской революции административный отдел губисполкома свидетельствовал: «В 1923 году у рабочего населения города возникла мысль о необходимости закрытия Георгиевского храма как более подходящего под условия использования такового для культурно-просветительных целей… Церковные ценности реализованы в Госфонд, в доход казны. Сам по себе Георгиевский храм никакого исторического значения не имеет…» Организация Дворца труда потребовала "переустройства" храма: разобрали шатровую колокольню, пирамидальную крышу, барабаны и изящные главки с белокаменными кокошниками… В соборе появилась крыша на четыре ската. Мощные перекрытия разделили пространство храма на два этажа. Во Дворце труда разместились: кинотеатр, швейная учебная мастерская, библиотека. Бронзовые паникадила и колокола ушли на переплавку, исчез без следов иконостас, из десяти хрустальных люстр чудом уцелела одна. А картины были отправлены во Владимирский музей и размещены в Успенском соборе, где в ту пору находился антирелигиозный музей. О состоянии произведений в это время можно судить по письму М.В. Нестерова к П.И. Нерадовскому: «Дорогой Петр Иванович! Пишу Вам под живым впечатлением только что слышанного: из Владимира (на Клязьме) вернулись двое молодых художников и рассказали мне следующее: в соборах Дмитриевском и Успенском они видели картины Виктора Михайловича Васнецова «Страшный суд», «Сошествие во ад» и, кажется, «Похвала Богородице»… «Страшный суд» - накатанным на большую жердь, разорванным более чем на аршин внизу и наскоро зашитым бечевой (до того он был сложен несколько раз и на сгибах потерся)… Две другие картины… валяются в другом соборе… Быть может, вам удастся спасти, пока еще не поздно, эти вещи от полной их гибели, взяв их в Русский музей…»

В 1933 г. картины собиралась взять Третьяковская галерея, но передача не состоялась. В 1935 г. они были отправлены в Центральный Антирелигиозный музей в Ленинград, за исключением «Страшного суда». Вероятно, вплоть до 1944 г. картина находилась в Георгиевском приделе Успенского собора, когда храм был возвращен верующим. Затем, накатанное на вал, полотно хранилось в фондах Владимирского музея. Как оказалось, перед этим была проведена грамотная профилактическая заклейка папиросной бумагой, что помогло спасти полотно от дальнейшего разрушения. Кто ее произвел? Возможно Николай Петрович Сычев - бывший директор Русского музея, отбывавший после ареста ссылку во Владимире с 1941-го по 1953 гг. По легенде, услышанной от сотрудников Владимирского музея, заклейка происходила на площади Свободы - не нашлось такого большого помещения, где можно было развернуть полотно "Страшного суда". Только в 1973 г. из Георгиевского собора выехали кинотеатр, библиотека и музыкальная школа, конторы и многочисленные склады. Начались масштабные реставрационные работы по проекту архитектора Владимирской реставрационной мастерской Киры Сергеевны Лимоновой. А музей-заповедник приступил к организации реставрации «Страшного суда». О сложных перипетиях, возникавших в ходе этой работы, стоит рассказать подробно. Идею этого проекта поддержал министр культуры РСФСР Юрий Серафимович Мелентьев - без его помощи наши предложения остались бы прекрасными мечтаниями. Приказом по Министерству была создана авторитетная комиссия из ведущих специалистов Реставрационного Центра имени Грабаря. Волнующий момент наступил, когда в декабре 1979 г. в Крестовую палату Суздальского Кремля внесли огромный вал и начали очень осторожно раскручивать. В «дефектной ведомости» тогда было отмечено: состояние картины очень тяжелое - более семидесяти проколов, многочисленные прорывы и разрезы краев, в нижней части разрыв шириной 2 см и длиной 112 см, ткань холста провисла, утраты авторской живописи - 15 %. Стоимость реставрации - 220 тысяч рублей! (годовой бюджет музея-заповедника в этот год составлял 180 тысяч). И все-таки Ю.С. Мелентьев дал добро! Реставрацию поручили бригаде ленинградских реставраторов под руководством крупнейшего специалиста Александра Яковлевича Казакова, известного по восстановлению росписей Исаакиевского собора, дворцов Петергофа и Царского Села. Колоссальные размеры полотна определили и выбор места проведения реставрационных работ - в Екатерининском дворце Царского Села.

Картина была выполнена на целиковом холсте плотного переплетения французской фирмы. Холст находился в плачевном состоянии, его предстояло «дублировать». Но ткань такой ширины - 7 метров - в Союзе просто не выпускали. А шов был более чем нежелателен. И вдруг - фантастическое везение! В 1977 г. к юбилею Октября в Иванове установили специальный станок и по приказу первого секретаря обкома изготовлен холст для создания диорамы, посвященной Иваново-Вознесенской стачке. Совершенно случайно, заговорив о своих проблемах с директором Ивановского музея Еленой Григорьевной Горбуновой, мы узнали, что у них остался кусок холста - именно 7 м.! Во времена повального дефицита для реставрации нам помогли достать и 40 кг. натурального меда, и 12 кг. осетрового клея. Реставрация, начавшаяся 13 августа 1981 г., была закончена 20 мая 1983 г. Президент Академии художеств СССР Б.С. Угаров, возглавлявший комиссию по приемке работ, тогда произнес: «Сегодня большой день в истории русской живописи - возвращено к жизни великое полотно Виктора Михайловича Васнецова». 13 июля 1983 г. - ровно через 60 лет - картина вернулась на свое место в Георгиевском соборе Гусь-Хрустального! И снова удача! Нам стало известно, что с начала XIX в. на хрустальном заводе хранились старинные изделия, переложенные стружкой, - без описи, без регистрации: ящик на ящике, очень тяжелые, из самых обыкновенных досок (как уцелели эти ящики во время революции и в более поздние времена?) А так как наша коллекция - 3370 предметов - в основном состояла из изделий современных мастеров, я обратилась к директору хрустального завода Г.В. Савоничеву - с просьбой передать ящики в музей-заповедник. Сколько же было удивления и радости, когда на письме появилась виза: «Не возражаю, согласовать с Министерством». Министерство дало добро. Перевезли ящики в музей, толком не зная, что в них: вдруг никчемные заготовки? Пригласили комиссию, в составе которой была большой знаток стекла, сотрудник ГИМа Нина Александровна Ашарина. Начали вскрывать ящики… В них были бесценные сокровища - изделия старинных гусевских мастеров. Всего 5236 предметов! К созданию музея мы приступили с тревогой и сомнениями: как в поражающем масштабностью интерьере собора выстроить экспозицию, чтобы не потерялись хрупкие и изящные произведения из хрусталя. Идею подсказали впечатления от давно увиденного Музея Баккара в Париже. Изделия фирмы - на зеркальном подиуме, сверкающем, как река в солнечный день. Художник Леонтий Владимирович Озерников «развил» эту мысль - наш подиум не только выигрышно представил экспонаты, но и решил проблему освещения собора - его мягкое сияние озарило все пространство. Свыше трех с половиной тысяч экспонатов демонстрируется в музее. Старые и современные - они рассказывают об истории русского стеклоделия, звучат гимном таланту гусевских мастеров. Сегодня в Георгиевском соборе вовсю кипит культурная жизнь: ежегодные фестивали «Хрустальная лира», выставки, занятия с местными школьниками и экскурсии для многочисленных туристов. Кто побывал в Музее хрусталя однажды, обязательно вернется вновь. Потому что здесь, по выражению В.В. Путина, - «Уникальный музей, уникальные люди!»

 На его средства возведены богадельни в Москве и Гусь-Хрустальном, церковь в селе Березовке (Рязанская обл.). Юрий Спепанович был в числе благотворителей, вынесших пожертвование на строительство Владимирского музея, являлся вице-президентом общества поощрения художеств и членом академии художеств.
Нечаев-Мальцов - один из главных меценатов музея изящных искусств, открытого в Москве по инициативе И.В. Цветаева. Им было пожертвовано более 2.5 млн. рублей на строительство Музея. За большой вклад в создание Музея изящных искусств он был награждён орденом Александра Невского и получил придворный чин обергофмейстера.
В начале XIX в. стали выпускать изделия из только что освоенного в России бесцветного свинцового хрусталя. Для их декорирования мастера использовали не только известные виды алмазной грани, но и разработали новый узор - ромб со звёздочкой внутри. Эта грань получила название «мальцовской» или «гусевской». Большой популярностью в XIX в. пользовался и алмазный рисунок «русский камень», созданный талантом отечественных мастеров-гранильщиков.
В середине XIX в. расширилась цветовая палитра стекла, благодаря добавлению окислов редкоземельных металлов. Интересны произведения из уранового стекла, отливающего всеми оттенками жёлтого и зелёного. Добавление золота придаёт изделиям изысканный пурпурно-розовый цвет. Такое стекло называется «золотой рубин».
Тогда же освоена новая техника - наклад (использование нескольких слоёв стекла разных цветов). В декорировании таких изделий применялись гранение, роспись эмалевыми красками и золотом. Секреты мастерства передавались по наследству. К концу XIX в. на заводе сложились династии мастеров-хрустальщиков. Самые известные из них - Травкины, создавшие свой неповторимый стиль гравировки, и Зубановы, с именем которых связано возникновение растительного резного орнамента («светлое растение»). На рубеже XIX - ХХ вв. прейскуранты мальцовских заводов предлагали различные по оформлению и количеству предметов столовые сервизы, украшенные с использованием разнообразной техники (алмазной грани, гильошира, механической нити).
В этот период появились новые приёмы декорирования. Вазы и наборы, выполненные в технике иризации, кракле, миллефиоре, люстра, навивки, цветной крошки, расписанные эмалевыми красками и золотом, отличаются необычными формами и неприхотливым рисунком.
Перенимая уже известные в Европе способы обработки стекла, гусевчане не слепо их копировали, а создавали произведения по-настоящему оригинальные. Пример тому - вазы, выполненные в технике глубокого травления, изобретённой французом Э.Галле.
С момента возникновения завода сохранялась главная особенность мальцовского стекла - сочетание высокого качества и умеренных цен. Это делало продукцию доступной для разных слоёв населения.
Владимирские предприятия Нечаева - Мальцова унаследовал граф П.Н.Игнатьев (1870-1943 гг.), создавший акционерное общество.
В 1918 г. предприятия были национализированы.
После национализации стекольной промышленности в 1918 г. заводы, принадлежавшие акционерным обществам, стали собственностью объединения «Гусь-комбинат». В 1920-30- е гг. здесь продолжали выпуск продукции по дореволюционным «мальцовским» прейскурантам. Практиковалась живопись на молочном и «глушёном» стекле эмалевыми и силикатными красками, а также глубокое травление по многослойному стеклу.
Поиски нового стиля отразились в освоении современной тематики: появились роспись агитационного характера, изделия, посвящённые памятным датам и событиям. Вазы, созданные в 1930-50- е гг., часто украшались портретами политических деятелей.
Важные изменения произошли в начале 1960-х гг., когда был создан экспериментальный отдел. Работа коллектива талантливых профессионалов позволила предприятию одним из первых в стране начать выпуск высокохудожественных изделий небольшими сериями.
Завод превратился в крупное современное производство с постоянно обновляющимся ассортиментом. Массовой становится продукция из стекла, окрашенного окислами редкоземельных элементов. С конца 1970-х гг. художники широко используют пескоструйную обработку, которая придаёт изделиям дополнительную выразительность.
В 1995 г. на основании изменения организационно-правовой формы предприятия завод стал именоваться - Открытое акционерное общество «Гусевской хрустальный завод».
В 2000 г. начался новый этап технического перевооружения. Был осуществлен монтаж установок химической полировки «Нойтра», оснащенных приборами управления и контроля. Завод стал единственным предприятием в России, обладающим современной технологией химического полирования стеклоизделий на уровне мировых стандартов. В этом же году был запатентован новый товарный знак. В 2001 г. на заводе впервые в России сдана в эксплуатацию немецкая автоматизированная линия по производству тонкостенной посуды европейского качества. В том же году завод был отмечен наградным знаком как одно из лучших художественных предприятий России в рамках Всероссийского художественно-исторического проекта «Национальные символы России».
В 2002 г. завод посетил Президент РФ В.В. Путин.
В настоящее время Гусевской хрустальный завод является лидером среди подобных предприятий в России. Его продукция получила международное признание и экспортируется во многие страны мира.

 Современную стекольную промышленность Владимирской области представляют 23 предприятия, в том числе только в колыбели местного стеклоделия - городе со звонким названием Гусь-Хрустальный - их семь.

Музей хрусталя им. Мальцовых

Музей хрусталя располагается в здании Георгиевского собора с 1983 года.

4582

 Кальяны. Стекло цветное, выдувание, шлифование, роспись серебром, алмазная грань.

7838



  Памятники истории и культуры Гусь-Хрустального района

 После мелового периода, последнего периода Мезозойской эры, начинается новая эра новой жизни – кайнозойская, которая характеризуется окончательным уходом моря с территории современной Мещеры. Но происходит этот процесс очень медленно. Катастрофа, которая произошла, в конце мелового периода (65 млн. л.н.), после падения на Землю метеорита, полностью изменила облик нашей планеты. Изменился климат, сместились полюса, вымерло большинство растений, закончилась эра гигантских динозавров. Они навсегда исчезли с лица Земли, их место в начале Кайнозойской эры заняли млекопитающие животные.
В Кайнозойскую эру Мещерский край входил в зону широколиственных лесов, состоящих из зарослей дуба, граба, бука, клена, липы, ильма, платана. В это время в лесах уже живут настоящие птицы, все больше становится представителей современной фауны млекопитающих.
К началу четвертичного периода (2 млн. л. н.) в северном полушарии Земли происходит похолодание климата. Ледник пять раз надвигался на территорию Восточно-Европейской равнины, которая окончательно и сформировалась под его воздействием.
Холодное «дыхание» ледника привело к смещению природных зон, и владимирский край находился в зоне тундры и лесотундры. Изменились растительность и животный мир. В ледниковую эпоху на территории владимирского края обитали животные, приспособившиеся к жизни в суровом климате: огромный мохнатый слон – мамонт, шерстистый носорог, длиннорогий бизон, большерогий олень, пещерный медведь. Кости этих животных были обнаружены в прирусловой части реки Гусь.
Следов первого оледенения – Окского (Миндельского) пока не обнаружено, во второе – Днепровское (Рисское) полностью покрыло поверхность мещерского края. Затем наступил период межледниковья, климат временно потеплел. Вслед за новым похолоданием пришел новый ледник: Московский (фаза вюрмского оледенения), покрывший только северо-западную часть Мещерского края. Граница его проходила по линии: Александров, южнее Галича (Костромская обл.) и далее на северо-восток. Последние два оледенения – калининское и осташковское (фазы вюрмского оледенения) были меньшими и захватили только северо-западные районы Восточно-Европейской равнины. 
Ледниковые лавины Днепровского оледенения, продвигаясь с севера, сформировали Мещеру, превратив ее в плоскую низменность. Последующие оледенения заполнили эту обширную равнину косыми слоями песка, из-за чего образовался небольшой уклон к югу, к Оке. Под песком оказались водонепроницаемые слои юрских глин. Они то и задерживали влагу, являясь как бы основанием Мещеры. Отсюда и бесчисленные водоемы, болота и мелководные озера Мещеры, составляющие единую сложнейшую систему. Наиболее известны озера между устьем реки Бужи и началом легендарной Пры, на границе трех областей: Владимирской, Рязанской и Московской. На карте видно, что одни из них (Великое, Святое, Дубовое) велики по площади, имеют извилистое очертание берегов с многочисленными заливами, мысочками и даже островами посредине (о. Святое). Другие (Глухое, Белое) – во много раз меньше и почти круглые. Все крупные озера мелководны, со средними глубинами не более полтора метра. Зато расположенные неподалеку от них озера Белое и Глухое – рекордсмены по глубине – соответственно 25 и 8 м.
Объясняется это различным происхождением озер. Когда ледник таял, то отдельные его массивы таяли медленнее основной части. Когда же растаяли и они, то образовались мелководные ледниковые озера, часто лежавшие в русле древних рек. Так, в русле рек Бужи и Пры образовалась уже упомянутая цепь озер. Но в наиболее низких местах, там, где толща ледника больше продавила землю, огромные глыбы льда были занесены песком, образовав ледяные подземные «погреба», которые после того как лед в них растаял, превратились в очень глубокие, небольших размеров провальные озера, почти идеально круглой формы с плоским дном и крутыми берегами. Озера такого происхождения называются термокарстовыми. Их нельзя путать с карстовыми озерами, которые образуются в местах с близким залеганием к поверхности земли известняковых толщ, в результате вымывания в этих породах подземными водами огромных пещер под землей, своды которых проваливаются под собственной тяжестью. Карстовые озера находятся на востоке района недалеко от поселка Добрятино.
Животные ледниковой эпохи навсегда исчезли с территории мещерского края. Их место заняли лесные обитатели: европейский лось, бобр, лесные быки зубр и тур, бурый медведь, волк, рысь и др. Все эти животные хорошо известны за исключением тура. Могучий тур, длина которого превышала 3.5 м., является прародителем современной коровы, но в отличие от нее обладал свирепым, неуступчивым нравом. На туров велась интенсивная охота на Руси вплоть до сер. XVII в., когда он был полностью истреблен…
Если в первые тысячелетия после таяния ледника Мещера была страной озер, то со временем она стала изменять свой облик. В первую очередь это касается исчезновения многих мелководных ледниковых озер, которые заросли и превратились в низовые болота. На дне болот из растительных остатков в бескислородной среде стали образовываться многометровые массы торфа… 
То, что процесс формирования торфяников требует длительного времени и занимает сотни и даже тысячи лет доказывает тот факт, что иногда в залежах торфа находят целые скелеты большерогих оленей. Один из таких случаев описывает Константин Паустовский в своем замечательном рассказе «Мещерская сторона».
Торф является ценнейшим полезным ископаемым Мещеры, «кладовой Солнца», которое используется как источник энергии, сырье для химической промышленности. Прессованный торф является прекрасным теплоизоляционным материалом, а так же основой для создания искусственных почвенных субстратов в теплицах и оранжереях…

      Мезолит

 После окончания ледниковой эпохи Мещера превратилась в страну озер, которая с начала была заселена немногочисленными кочующими племенами охотников. Они еще не знали глиняной посуды, а вооружены были легкими копьями и дротиками с вкладными лезвиями из кремниевых, ножевидных пластин. Эту эпоху называют мезолитом.
Малочисленные мезолитические стоянки невелики по площади, располагаются обычно неподалеку от воды, на речных или озерных террасах, на дюнах. На Муромщине археологические раскопки проводились только на одной стоянке, где люди жили в течение всей эпохи мезолита. По материалам раскопок других стоянок Владимирщины можно говорить о том, что мезолитические жилища представляли собой полуземлянки, отапливаемые кострами, или наземные жилища со столбовой конструкцией.
Кремневые орудия представляли собой миниатюрные пластинки с краями, обработанными легкими ударами - так называемой ретушью. Среди оружия выделяются кремневые наконечники стрел, из орудий - резцы, разнообразные скребки, скобели и проколки, а также хорошо обработанные изделия из рога и кости. На заключительной стадии мезолита появились грубые прообразы каменных топоров.
В мезолитическую эпоху были заложены основы дальнейшего хозяйственного и социального прогресса человеческого общества, получившие свое развитие в новокаменном веке. 

6. Тюрьвищи. Стоянка 2 (Петрушино), мезолит.
4. Тюрьвищи. Стоянка 1 (Микулино), мезолит. 
См. Стоянки мезолита Владимирской области.

      Неолит

 Переход к оседлому образу жизни знаменует конец мезолита и начало неолита (нового каменного века). Стоянки этого периода известны на всех мещерских озерах и реках. Весьма многочисленны они и на Буже: Мочаловский полдник, Малая Чуя, Дубник, Исады, Вторая поляна, Подкрасное, Остроколка, Золотой берег и др. всего их не менее сотни. На некоторых стоянках сохранились обработанные костяные изделия, предметы искусства, и даже погребения. Очень часто кремниевые осколки стрел, копий, черепки сосудов лежат на поверхности песчаных пляжей, у кромки воды…
Заселив сначала берега рек и озер, человек начал осваивать затерянные среди болот холмы в глубине лесов. Культурные слои на этих холмах наслаиваются друг на друга, то исчезая, то появляясь вновь. Это свидетельствует о многотысячелетней истории освоения этого края человеком. За тысячелетия здесь сформировались многие этносы. Часть из которых, по мере стаивания ледника и освобождения Европы от постоянно властвоваших там сырых циклонов ледниковых закраин (с вечной слякотью и непогодой), ушла на запад и север… 
Угро-финские племена охотников, бортников и рыболовов, пришедшие сюда с Южного Урала, постоянно перемешивались здесь с тюркскими племенами кочевников – скотоводов, индоевропейскими этносами, волнами переселявшимися сюда с Юга, по причине катастрофической засухи, начавшейся после ухода ледника и разрушения речной системы Средней Азии, начиная с 6-го тыс. до н.э. 
Верхневолжская культура.
9. Тюрьвищи. Стоянка 3 (Золотой Берег), неолит. Ок. 4 км. к юго-западу от деревни, северо-восточный берег оз. Святое. Размеры и характер культурного слоя не определены. Найдены кремневые ножи, скребок, резчики, долотовидные орудия, пластины и их сечения, отщепы, в т.ч. с ретушью, ранненеолитического возраста.
16. Константиново. Стоянка Колпь (Колпинская 1), неолит. Ок. 3 км. к северо-западу от деревни, первая надпойменная терраса левого берега р. Колпь. Памятник сильно нарушен при строительстве плотины в кон. 19 в., размеры сохранившейся части ок. 140х30 м., высота над рекой 3.5-4.0 м. исследовано (Л.А. Михайлова, 1974-1976, 1980-1981 гг.) 711 кв. м. Культурный слой в виде темно-серого, местами черного сильно гумусированного песка с включениями угля и кальцинированных костей животных и рыб имеет мощность 0.4-1.2 м., содержит остатки трех неолитических к-р: верхневолжской, рязанской и волосовской.
Комплекс находок верхневолжской к-ры представлен небольшим количеством лепной керамики с накольчато-гребенчатой орнаментацией, кремневыми наконечниками стрел на пластинах с частичной обработкой пера и черешка, концевыми скребками, призматическими нуклеусами, ножевидными пластинами.
35. Неверовский. Стоянка Спораный бугор, неолит. Ок. 4 км. к северу от северной окраины пос., мысовидный выступ первой надпойменной террасы левого берега р. Колпь, урочище Спораный бугор. Площадь ок. 180 кв. м., высота над рекой 1.5-3.0 м. Исследовано (Л.А. Михайлова, 1977 г.) 60 кв. м. Культурный слой - серый гумусированный песок мощностью до 1 м. Обнаружена лепная керамика, отнесенная к четырем разновременным к-рам неолита.
К раннему неолиту относятся обломки тонкостенных слабо обожженных сосудов с накольчато-гребенчатой орнаментацией и без орнамента, верхневолжской к-ры. Обнаружено небольшое количество ямочно-гребенчатой керамики с примесями песка и мелкой дресвы в глиняном тесте, которая может быть отнесена к раннему этапу льяловской к-ры, кремневые ножевидные пластины и изделия на них (в т.ч. скребки), миниатюрные призматические нуклеусы мезолитического облика. В материке выявлены несколько очажных ям, а также длинная, протянувшаяся с запада на восток яма с параллельными, немного покатыми краями, заполненная золистым песком, с охристыми пятнами на дне. Яма датируется ранней льяловской керамикой. Назначение ее не ясно. Основу керамического комплекса памятника составляют обломки лепных круглодонных сосудов хорошего обжига с орнаментом из рядов глубоких конических ямок, нанесенных как вертикально по отношению к поверхности сосуда, так и наклонно, перемежающихся полосами оттисков гребенчатого и полулунного штампов, а также отпечатков веревочки. Такая керамика может быть отнесена к рязанской к-ре. Значительным количеством представлены обломки толстостенных сосудов с преимущественно органическими примесями в глиняном тесте и нерегулярным орнаментом из оттисков гребенчатого штампа и ямчатых вдавлений овальной формы, волосовской к-ры. С керамикой волосовской и рязанской к-р могут быть связаны находки кремневых двухсторонне обработанных наконечников стрел, скребков на отщепах, проколок, кремневых и сланцевых тесел и долот, других каменных орудий.

      Фатьяновская культура. 2200 - 1500 гг. до н.э.

Немного позже в Мещеру с запада и юго-запада пришли племена фатьяновской к-ры, знакомые с медью и бронзой, в основе хозяйства которых было уже скотоводство и мотыжное земледелие. Характерной чертой этих племен было захоронение умерших в могильниках в скорченной позе на боку и изготовление каменных боевых топоров со сверлеными отверстиями, прекрасно отшлифованных. По предположениям ученых, племена, создавшие эту культуру, считаются индоевропейцами (предки славян, балтов и германцев). В Мещере поселений фатьяновской к-ры не найдено. Вероятно они вели полукочевой образ жизни и не возводили долговременных построек.

      Льяловская культура.

1. Мочаловка. Стоянка, неолит. 4 км. ниже деревни, мыс первой надпойменной террасы правого берега р. Таса, правого притока р. Бужа, впадающей в оз. Святое, урочище Мочаловский полдник. Высота над рекой 3 м. Культурный слой - гумусированная супесь темно-серого цвета толщиной 0.15-0.20 м. Найдены кремневые орудия неолитического облика, в т.ч. долотовидные, кремневые отщепы и осколки.
10. Тюрьвищи. Стоянка 4 (Подкрасное), неолит. 4 км. к югу юго-западу от деревни, мыс северного берега оз. Святое, урочище Подкрасное. Территория памятника поросла сосновым лесом и кустарником, нарушена канавами. Культурный слой - красновато-желтый песок мощностью 0.4-0.9 м. Найдены обломки лепных сосудов с ямочно-гребенчатой орнаментацией, льяловской или рязанской к-ры, кремневые резцы, проколка, обломок долотовидного орудия, фрагмент полированного топора, отщепы.
21. Зименки. Поселение, неолит, 14-17 вв. 0.4 км. к западу от деревни, ок. 4.2 км. к западу от пос. Золотковский, песчаное всхолмление в пойме левого берега р. Колпь близ устья р. Нюсинка. Протянулось с севера на юг, размеры ок. 120х40 м., высота над рекой до 4 м. В верхних горизонтах культурного слоя обнаружены обломки гончарной позднесредневековой посуды, в т.ч. белоглиняной, в нижних - кремневые резец, проколка, отщепы.
27. Золотниковская. Поселение (Поддубнево 1), неолит, 14-17 вв. Ок. 4 км. к западу юго-западу от станции, дюнообразное всхолмление в пойме левого берега р. Колпь, к югу от железнодорожного моста, урочище Поддубнево, 0.2 км. к северо-востоку от Стоянки. Площадь ок. 2400 кв. м., высота над рекой 2-5 м. Керамика лепная, с ямочно-гребенчатой орнаментацией, неолитической льяловской или рязанской культуры, кремневые орудия и отщепы.
28. Золотниковская стоянка (Поддубнево 2), неолит. 4.2 км. к западу юго-западу от ст., дюнообразное всхолмление в пойме левого берега р. Колпь, 0.5 км. к югу от железнодорожного моста, урочище Поддубнево. Площадь ок. 200 кв. м., высота над рекой 2 м. Культурный слой - гумусированный песок серого цвета толщиной до 0.5 м. Керамика лепная, с ямочно-гребенчатой орнаментацией, льяловской или рязанской неолитической к-ры, кремневые отщепы.
29. Икшево. Стоянка 1, неолит. Ок. 4.2 км. к западу от деревни, первая надпойменная терраса левого берега р. Колпь, урочище Икшевский перевоз. Размеры ок. 120х60 м., высота над рекой 3-4 м. Территория памятника поросла сосновым лесом. Керамика лепная, слабо обожженная, с ямочно-гребенчатой и ямочной орнаментацией, льяловской или рязанской к-ры, кремневые отщепы, обломки костей животных.
31. Икшево. Стоянка 2, неолит. 6.5 км. к юго-западу от деревни, урочище Круча, ок. 2 км. ниже по течению от стоянки 1. Площадь 750 кв. м., высота над рекой 5 м. Территория памятника с двух сторон ограничена оврагами, поросла мелколесьем. Культурный слой - темно-серый слабо гумусированный песок мощностью до 0.75 м., насыщенный углем. Керамика лепная, «неолитического облика», кремневые отщепы.
34. Бутовка. Стоянка Поповка, неолит. 3 км. К юго-западу от пос., первая надпойменная терраса левого берега р. Колпь (левый приток р. Гусь), урочище Попово или Поповский луг. Размеры 40х15 м., высота над рекой 2.5 м. Территория памятника окружена хвойным лесом. Культурный слой - гумусированный песок мощностью до 0.9 м. Керамика лепная, с ямочно-гребенчатой орнаментацией, льяловской или рязанской к-ры, кремневые резец, долото, отщепы.
35. Неверовский. Стоянка Спораный бугор, неолит. Ок. 4 км. к северу от северной окраины пос., мысовидный выступ первой надпойменной террасы левого берега р. Колпь, урочище Спораный бугор. Площадь ок. 180 кв. м., высота над рекой 1.5-3.0 м. Исследовано (Л.А. Михайлова, 1977 г.) 60 кв. м. Культурный слой - серый гумусированный песок мощностью до 1 м. Обнаружено небольшое количество ямочно-гребенчатой керамики с примесями песка и мелкой дресвы в глиняном тесте, которая может быть отнесена к раннему этапу льяловской к-ры, кремневые ножевидные пластины и изделия на них (в т.ч. скребки), миниатюрные призматические нуклеусы мезолитического облика. В материке выявлены несколько очажных ям, а также длинная, протянувшаяся с запада на восток яма с параллельными, немного покатыми краями, заполненная золистым песком, с охристыми пятнами на дне. Яма датируется ранней льяловской керамикой. Назначение ее не ясно.

      Рязанская культура.

5. Тюрьвищи. Поселение 3 (Дубник), неолит, эпоха бронзы. 2 км. к западу от деревни, мыс левого берега р. Бужа, впадающей в оз. Святое, урочище Дубник. Площадь ок. 8000 кв. м., высота над рекой 1.5 м. Керамика лепная, с ямочно-гребенчатой орнаментацией, рязанской к-ры. Керамика лепная толстостенная, с органическими примесями в глиняном тесте и нерегулярным орнаментом из оттисков гребенчатого штампа и перевитой веревочки, волосовской к-ры. Лепная хорошо обожженная, с орнаментацией из мелких ямчатых вдавлений в верхней части, а также с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, предположительно поздняковской к-ры, листовидной, треугольной и треугольно-черешковой форм, скребки, резчики, скобели, сверла, топорик, тесло, обломки и заготовки орудий, осколки и отщепы. При шурфовке выявлены часть кострища и яма.
16. Константиново. Стоянка Колпь (Колпинская 1), неолит. Ок. 3 км. к северо-западу от деревни, первая надпойменная терраса левого берега р. Колпь. Памятник сильно нарушен при строительстве плотины в кон. 19 в., размеры сохранившейся части ок. 140х30 м., высота над рекой 3.5-4.0 м. исследовано (Л.А. Михайлова, 1974-1976, 1980-1981 гг.) 711 кв. м. Культурный слой в виде темно-серого, местами черного сильно гумусированного песка с включениями угля и кальцинированных костей животных и рыб имеет мощность 0.4-1.2 м., содержит остатки трех неолитических к-р: верхневолжской, рязанской и волосовской. Основную массу находок составляют обломки лепных сосудов с орнаментом по всей поверхности из рядов ямок конической формы с уплощенным дном, перемежающихся оттисками гребенчатого штампа и отпечатков веревочки, рязанской к-ры. Среди кремневых орудий рязанской и волосовской к-р - двухсторонне обработанные наконечники стрел и дротиков, скребки, ножи и др.
23. Зименки. Стоянка 1, неолит. 0.3 км. к западу от деревни, ок. 4 км. к западу от пос. Золотковский, дюнообразное всхолмление в пойме левого берега р. Нюсинка, левого притока р. Колпь, 0.12 км. от урочища Старая выработка. Всхолмление протянулось с запада на восток, разделяется на две части небольшой лощиной, размеры его ок. 50х25 м., высота над рекой до 4 м. Культурный слой серого цвета с включениями большого количества золы, угля и кальцинированных костей имеет мощность до 0.8 м. Керамика лепная, неолитического облика, в т.ч. с ямочно-гребенчатой орнаментацией, рязанской к-ры, кремневые отщепы и осколки, фрагментированное рубящее орудие.
24. Зименки. Стоянка 2, неолит. 0.15 км. к северо-западу от деревни. Площадь ок. 300 кв. м., высота над рекой до 5 м. Территория памятника поросла лесом. Культурный слой - гумусированный песок темно-серого цвета толщиной до 0.5 м. с включениями угля и золы. Керамика лепная, с ямочно-гребенчатой орнаментацией, рязанской или льяловской к-ры, кремневые отщепы.
25. Зименки. Стоянка 3, неолит. 100 м. к северо-западу от деревни. Всхолмление имеет овальную форму, размеры ок. 350х200 м., высота над рекой 4-5 м., частично поросло лесом. Культурный слой - песок серого цвета толщиной 0.40-0.45 м. с включениями угля, золы, кальцинированных костей животных и рыб. Керамика лепная, «неолитического облика», кремневые отщепы, в т.ч. подправленные ретушью.
30. Икшево. Поселение, неолит, 14-17 вв. 4.3 км. к западу юго-западу от деревни, первая надпойменная терраса левого берега р. Колпь, урочище Старый мост. Протянулось узкой полосой вдоль берега, размеры ок. 500х50 м., высота над рекой 3 м. В нижнем горизонте, насыщенном обломками кальцинированных костей животных и рыб - обломки лепных сосудов с примесями дресвы и органических остатков в глиняном тесте, украшенных ямочно-гребенчатым орнаментом, предположительно позднего этапа развития рязанской культуры, кремневые скребки, пластины и отщепы.
33. Черсево. Стоянка 1 (Квасово 1), неолит. 4 км. к югу юго-западу от деревни, дюнообразное всхолмление левого берега р. Колпь, 0.4 км. ниже моста, урочище Квасово. Размеры не определены, высота над рекой 2-4 м. В береговых обнажениях найдены обломки лепных сосудов с примесями в глиняном тесте песка, реже - органических остатков, с ямочно-гребенчатой орнаментацией, позднего развития рязанской к-ры, кремневые отщепы.
32. Черсево. Стоянка 2 (Квасово 2), неолит. 3.5 км. к западу от деревни, дюнообразное всхолмление в пойме левого берега р. Колпь, урочище Квасово. Занимает северо-восточный пониженный участок всхолмления, поросшей лесом. Площадь ок. 1800 кв. м., высота над рекой 2.5 м. Культурный слой - сильно гумусированный песок мощностью 0.6-0.7 м. с включениями угольков и кальцинированных костей животных и рыб. Керамика лепная, с ямочно-гребенчатой орнаментацией, льяловской или рязанской к-ры, кремневые отщепы.
35. Неверовский. Стоянка Спораный бугор, неолит. Ок. 4 км. к северу от северной окраины пос., мысовидный выступ первой надпойменной террасы левого берега р. Колпь, урочище Спораный бугор. Площадь ок. 180 кв. м., высота над рекой 1.5-3.0 м. Исследовано (Л.А. Михайлова, 1977 г.) 60 кв. м. Культурный слой - серый гумусированный песок мощностью до 1 м. Основу керамического комплекса памятника составляют обломки лепных круглодонных сосудов хорошего обжига с орнаментом из рядов глубоких конических ямок, нанесенных как вертикально по отношению к поверхности сосуда, так и наклонно, перемежающихся полосами оттисков гребенчатого и полулунного штампов, а также отпечатков веревочки. Такая керамика может быть отнесена к рязанской к-ре. С керамикой волосовской и рязанской к-р могут быть связаны находки кремневых двухсторонне обработанных наконечников стрел, скребков на отщепах, проколок, кремневых и сланцевых тесел и долот, других каменных орудий.

          Волосовская культура.

4 тыс. лет н. Мещеру заселяют племена Волосовской к-ры, названной так по месту первой открытой стоянки недалеко от города Мурома. Волосовцы пришли с востока и были уже знакомы с металлом и домашними животными. На реке Буже имеются две стоянки этого периода: Дубник – 2 и Пустоша недалеко от д. Аристово.
5. Тюрьвищи. Поселение 3 (Дубник), неолит, эпоха бронзы. 2 км. к западу от деревни, мыс левого берега р. Бужа, впадающей в оз. Святое, урочище Дубник. Площадь ок. 8000 кв. м., высота над рекой 1.5 м. Керамика лепная, с ямочно-гребенчатой орнаментацией, рязанской к-ры. Керамика лепная толстостенная, с органическими примесями в глиняном тесте и нерегулярным орнаментом из оттисков гребенчатого штампа и перевитой веревочки, волосовской к-ры. Лепная хорошо обожженная, с орнаментацией из мелких ямчатых вдавлений в верхней части, а также с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, предположительно поздняковской к-ры, листовидной, треугольной и треугольно-черешковой форм, скребки, резчики, скобели, сверла, топорик, тесло, обломки и заготовки орудий, осколки и отщепы. При шурфовке выявлены часть кострища и яма.
11. Нарма (Нарты). Стоянка, неолит. По данным кон. 19 в., расположена на расстоянии ок. 4 км. к востоку от села, в междуречье рр. Гусь и Бужа, впадающей в оз. Святое. Исследовалась А.А. Спицыным в 1895 г. Керамика лепная, отнесенная к волосовской к-ре, кремневые орудия и отщепы.
16. Константиново. Стоянка Колпь (Колпинская 1), неолит. Ок. 3 км. к северо-западу от деревни, первая надпойменная терраса левого берега р. Колпь. Памятник сильно нарушен при строительстве плотины в кон. 19 в., размеры сохранившейся части ок. 140х30 м., высота над рекой 3.5-4.0 м. исследовано (Л.А. Михайлова, 1974-1976, 1980-1981 гг.) 711 кв. м. Культурный слой в виде темно-серого, местами черного сильно гумусированного песка с включениями угля и кальцинированных костей животных и рыб имеет мощность 0.4-1.2 м., содержит остатки трех неолитических к-р: верхневолжской, рязанской и волосовской. Керамика волосовской к-ры представлена обломками толстостенных сосудов с раковинной и органической примесями в глиняном тесте, украшенных ямками неправильной формы и оттисками гребенчатого штампа в разных комбинациях. Среди кремневых орудий рязанской и волосовской к-р - двухсторонне обработанные наконечники стрел и дротиков, скребки, ножи и др. Исследованы остатки трех жилых полуземляночных построек волосовской к-ры: большой многокамерной размерами 18х9 м. и двух однокамерных размерами 7х7 м 7х4 м.
35. Неверовский. Стоянка Спораный бугор, неолит. Ок. 4 км. к северу от северной окраины пос., мысовидный выступ первой надпойменной террасы левого берега р. Колпь, урочище Спораный бугор. Площадь ок. 180 кв. м., высота над рекой 1.5-3.0 м. Исследовано (Л.А. Михайлова, 1977 г.) 60 кв. м. Культурный слой - серый гумусированный песок мощностью до 1 м. Значительным количеством представлены обломки толстостенных сосудов с преимущественно органическими примесями в глиняном тесте и нерегулярным орнаментом из оттисков гребенчатого штампа и ямчатых вдавлений овальной формы, волосовской к-ры. С керамикой волосовской и рязанской к-р могут быть связаны находки кремневых двухсторонне обработанных наконечников стрел, скребков на отщепах, проколок, кремневых и сланцевых тесел и долот, других каменных орудий.
36. Неверовский. Поселение, неолит, эпоха бронзы. 0.4 км. к северу от пос., дюнообразное всхолмление в пойме левого берега р. Колпь, урочище Логин хут. Занимается восточную пониженную часть всхолмления, размеры 30х10 м., высота над поймой 10 м. Территория памятника местами поросла деревьями. Культурный слой - гумусированный песок черного цвета мощностью до 0.7 м. В верхних его горизонтах найдены обломки лепной посуды с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, отнесенные к эпохе бронзы (к-ра ранней сетчатой керамики). В нижних горизонтах найдены фрагменты неолитической керамики с ямочно-гребенчатой орнаментацией, рязанской к-ры, кремневые отщепы, часть из которых с подправкой ретушью.

Эпоха бронзы

Поздняковская культура.
5. Тюрьвищи. Поселение 3 (Дубник), неолит, эпоха бронзы. 2 км. к западу от деревни, мыс левого берега р. Бужа, впадающей в оз. Святое, урочище Дубник. Площадь ок. 8000 кв. м., высота над рекой 1.5 м. Керамика лепная, с ямочно-гребенчатой орнаментацией, рязанской к-ры. Керамика лепная толстостенная, с органическими примесями в глиняном тесте и нерегулярным орнаментом из оттисков гребенчатого штампа и перевитой веревочки, волосовской к-ры. Лепная хорошо обожженная, с орнаментацией из мелких ямчатых вдавлений в верхней части, а также с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, предположительно поздняковской к-ры, листовидной, треугольной и треугольно-черешковой форм, скребки, резчики, скобели, сверла, топорик, тесло, обломки и заготовки орудий, осколки и отщепы. При шурфовке выявлены часть кострища и яма.
3. Тюрьвищи. Поселение 4 (М. Чуя), неолит, эпоха бронзы. 1.5 км. к северу северо-западу от деревни.
8. Тюрьвищи. Поселение 1 (Вторая Поляна), эпоха бронзы. 2 км. к юго-западу от деревни, мысовидный выступ левого берега р. Бужа, впадающей в оз. Святое, близ ее устья, урочище Вторая Поляна. Высота над озером 1 м. Керамика лепная без орнамента, отнесенная к эпохе бронзы, кремневые ножи, обломок орудия и отщепы, бронзовое кольцо диаметром 5 см. Выявлены остатки небольшого кострища.
7. Тюрьвищи. Поселение 2 (Исады), эпоха бронзы. 0.6-0.7 км. к юго-западу от деревни, мысовидный выступ левого берега р. Бужа, впадающей в оз. Святое. Площадь ок. 500 кв. м., высота над рекой 1.0-1.5 м. Территория памятника прорезана тремя рыболовными канавами. Керамика лепная, относительно тонкостенная, в т.ч. плоскодонная, с примесями шамота и дресвы в глиняном тесте, украшенная оттисками гребенчатого и зубчатого штампов в различных комбинациях, а также неорнаментированная, предположительно поздняковской к-ры, кремневые скребки, резец, нуклеус, пластины и отщепы, керамическое грузило.
14. Листвиново-Воскресенское. Поселение, эпоха бронзы. 2.6 км. к северу от деревни, дюнообразное всхолмление в пойме левого берега р. Судогда. Протянулось вдоль берега, размеры ок. 120х20-25 м., высота над рекой 3 м. Культурный слой - слабо гумусированный песок серого цвета толщиной 0.3-0.4 м. с включениями мелких угольков и меловой гальки. Керамика лепная, с примесями песка и шамота в глиняном тесте, с заглаженной травой внешней поверхностью, без орнамента, предположительно эпохи бронзы, кремневые отщепы.
19. Заколпье. Поселение, эпоха бронзы, 14-17 вв. 0.3 км. к востоку от села, мыс первой надпойменной террасы правого берега р. Колпь, 0.4 км. к северу от моста. Сохранилась лишь часть памятника размерами ок. 35-40х7 м. Высота над рекой 3 м. В нижних его горизонтах найдены фрагменты лепных сосудов с высоким, резко отогнутым наружу венчиком, эпохи бронзы.

      Культура ранней сетчатой керамики

36. Неверовский. Поселение, неолит, эпоха бронзы. 0.4 км. к северу от пос., дюнообразное всхолмление в пойме левого берега р. Колпь, урочище Логин хут. Занимается восточную пониженную часть всхолмления, размеры 30х10 м., высота над поймой 10 м. Территория памятника местами поросла деревьями. Культурный слой - гумусированный песок черного цвета мощностью до 0.7 м. В верхних его горизонтах найдены обломки лепной посуды с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, отнесенные к эпохе бронзы (к-ра ранней сетчатой керамики). В нижних горизонтах найдены фрагменты неолитической керамики с ямочно-гребенчатой орнаментацией, рязанской к-ры, кремневые отщепы, часть из которых с подправкой ретушью.

      Р.ж.в.

      Дьяковская культура

15. Ново-Новляново. Городище, р.ж.в. Ок. 2 км. к северо-западу от деревни, противоположный от не левый берег р. Колпь, 0.2 км. от моста на автодороге в г. Гусь-Хрустальный. Площадка овальная в плане, размерами ок. 65х40 м., вытянута с севера на юг, высота над рекой 7-10 м., с севера, востока и юга - полукольцевой вал высотой 1.1 м. при ширине в основании 2.5 м. и ров глубиной 1.3 м. при ширине до 3 м. Западная часть памятника нарушена карьером. Культурный слой - темно-серый гумусированный песок толщиной 0.2 м. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, дьяковской к-ры. 

13. Уляхино. Городище Рязань-Гора, р.ж.в.

      Городище «Рязань-Гора»

1.5 км. к север северо-востоку от села, мыс правого коренного берега р. Гусь между двумя оврагами с протекающими по их дну безымянными ручьями, урочище Рязань-Гора. Площадка овальная в плане, размерами 170х100 м., высота над рекой 12-14 м., с севера и юга ограничена оврагами, с востока - крутым береговым склоном, с напольной западной и северо-западных сторон - вал высотой 1.0-1.4 м. при ширине в основании 4 м. и ров перед ним глубиной до 2 м. при ширине 3.5 м. В системе укреплений с северо-запада имеется разрыв - вероятно, следы въезда на площадку. Культурный слой - черный гумусированный суглинок мощностью до 0.6 м. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, дьяковской к-ры, и древнерусского времени. 

Культура Рязано-Окских могильников.
Ученые допускают, что рязано-окские поселенцы пришли на Оку с запада. На протяжении своей тысячелетней истории они были тесно связаны с югом, с германскими племенами готов, что основали империю на территории Украины. На протяжении 1 тыс. готы кочевали на Дону, затем ушли в Западную Европу. В национальном костюме рязано-окцев много готских элементов. Их сбруя скопирована с германской, а короны родовой знати (князьков) повторяют форму корон готских королей. Существует предположение о войсковом союзе рязано-окцев и готов – они были своеобразным северным флангом военной готской империи – которая занимала половину Средней Европы.

Поселения раннего средневековья (2-я пол. 1-го тыс. н.э.). Племя мещера.

      Племя мещера.

По археологическим и сравнительно поздним данным письменных источников в бассейне рр. Гусь и Колпь жило финно-угорское племя - мещера (Куфтин Б.А. 1926; Монгайт А.Л. 1961. С. 117-121). Памятниками этого народа во Владимирской обл. являются, очевидно, могильник у с. Заколпье в Гусь-Хрустальном р-не (Макаренко Н.Е. 1910) и некоторые средневековые селища.
Будучи язычниками, мещера поклонялись огню. В обычай входила кремация трупов с последующим захоронением золы в кувшинах – урнах, в основании небольших курганов. 

26. Заколпье. Грунтовый могильник Заколпский, XI-XII вв. 2 км. к юго-востоку от пос., левый берег р. Колпь. Занимает выступ первой надпойменной террасы на высоте 0.5-2.0 м. над рекой. Исследовано (А.П. Поликарпов, 1899 г.; Н.Е. Макаренко, 1905 г.) 21 погребение, в т.ч. 17 трупоположений и четыре трупосожжения. Захоронения по обряду трупоположения совершались в неглубоких могильных ямах размерами до 2.1х0.8 м., глубиной до 0.7 м., преимущественно с западной ориентировкой. Отмечено также положение погребенных головой на север, северо-восток, юго-юго-запад. В заполнении могильных ям встречались углистые включения. В одном случае вокруг могилы зафиксированы две концентрические кольцевые канавки с золистым заполнением. Находки происходят из женских погребений. Среди них - височные кольца браслетообразные с завязанными концами и перстнеобразные загнутоконечные, шейные гривны витые, части пластинчатого венчика с шумящими привесками, литые крестики, иконка-медальон, шумящая подвеска арочного типа, бусы стеклянные зонные желтого, зеленого и синего цветов, раковины-каури, обломки гончарной посуды. Могильник является одним из немногих известных памятников финно-угорского племени мещера, испытавшего сильное славянское влияние.
См. Пустошенский могильник.
См. Мещера, мещеряки, мишари. 

Северными соседями мещеры были племена меря. Меря занимали большую часть современной Ярославской, Костромской, Владимирской и Ивановской областей. Восточнее земли принадлежали племени мурома, а за рекой Окой – на юге жили мордва – эрзя (см. Мордовский Городок - Елатьма.). Отсюда и происхождение названия города – Рязань – ставшей столицей славянского племени вятичей.

Земледельческие орудия и приемы полеводства мещеры были заимствованы у славян. Пахали сохой русского типа с двумя сошняками или сохой – косулей. Сеяли зерно из лубяных или берестяных сеялок. Для уборки урожая пользовались не только серпом, но и косой – горбушей, характерной для болотистых местностей. Молотили зерно с помощью деревянного цепа. Тягловой силой была лошадь. Коров держали не только для молочных продуктов и мяса, но и для навоза, который был необходим для тощих подзолистых почв Мещеры.
Население края к нач. 2-го тыс. н.э. стало смешиваться со славянским населением. Славяне двигались в бассейны Оки и Клязьмы не массами, а отдельными дворами принося новый, более благополучный уклад жизни. Коренные жители постепенно ассимилировались, «растворялись» среди более «культурных» переселенцев. Установлено активное участие финно-угорского субстрата в формировании восточнославянского населения и его культуры. С этой точки зрения деревни в бассейне рек Бужа, Гусь, Колпь являются своеобразными этнографическими резерватами, где это влияние очень хорошо прослеживается…

Славянские поселения раннего и развитого средневековья (X-XIII вв.)

- Борзино. Курганный могильник. 0.2 км. к югу от деревни, левый берег р. Колпь.
12. Нарма (Нарты). Курганный могильник. По данным кон. XIX в., расположен на расстоянии ок. 4 км. восточнее от села, в междуречье рр. Гусь и Бужа, впадающей в оз. Святое. 12 невысоких, сильно расплывшихся насыпей.

Славянские поселения развитого и позднего средневековья (XIV-XVII вв.)

Во второй пол. XIV в. Приозерная Мещера относилась к Рязанскому княжеству. В сер. XV в. эта часть Мещеры относилась к Касимовскому царству (см. Касимовское ханство.).
17. Константиново. Селище, XIV-XVII вв. 0.3 км. к западу от деревни, левый берег р. Колпь. На пашне на площади ок. 1 га. Найдены обломки многочисленных позднесредневековых белоглинянных сосудов.
21. Зименки. Поселение, неолит, XIV-XVII вв. 0.4 км. к западу от деревни, ок. 4.2 км. к западу от пос. Золотковский, песчаное всхолмление в пойме левого берега р. Колпь близ устья р. Нюсинка. Протянулось с севера на юг, размеры ок. 120х40 м., высота над рекой до 4 м. В верхних горизонтах культурного слоя обнаружены обломки гончарной позднесредневековой посуды, в т.ч. белоглиняной, в нижних - кремневые резец, проколка, отщепы.
22. Зименки. Селище, XIV-XVII вв. 1.5 км. к северо-востоку от деревни, ок 2 км. к северо-западу от пос. Золотковский, левый берег р. Нюсинка, левого притока р. Колпь (левый приток р. Гусь, левого притока р. Ока.), урочище Тупиковый полдник. Керамика гончарная позднесредневековая, в т.ч. сероглиняная и белоглиняная.

- Заколпье. Селище 3, XIV-XVII вв. 0.3 км. к западу от села, левый берег р. Колпь. Разрушено карьером.
19. Заколпье. Поселение, эпоха бронзы, XIV-XVII вв. 0.3 км. к востоку от села, мыс первой надпойменной террасы правого берега р. Колпь, 0.4 км. к северу от моста. Сохранилась лишь часть памятника размерами ок. 35-40х7 м. Высота над рекой 3 м. В верхних его горизонтах до глубины 0.4 м. найдены обломки гончарной позднесредневековой посуды, характерной для XVI-XVII вв.
18. Заколпье. Селище 2, XI-XIII, XIV-XVII вв. 2 км. к северу от пос., 0.5 км. от русла. Размеры ок. 100х70 м. Керамика гончарная 13-14 вв.
20. Заколпье. Селище 1, XIV-XVII вв. 0.3 км. к востоку от юго-восточной окраины пос., первая надпойменная терраса правого берега р. Колпь (левый приток р. Гусь), 40 м. к югу от моста, ок. 0.44 км. к югу от Поселения. Протянулось вдоль края террасы с севера на юг, размеры ок. 70х35-40 м., высота над заболоченной поймой 2-4 м. Керамика гончарная позднесредневековая, в т.ч. белоглиняная.

27. Золотниковская. Поселение (Поддубнево 1), неолит, XIV-XVII вв. Ок. 4 км. к западу юго-западу от станции, дюнообразное всхолмление в пойме левого берега р. Колпь, к югу от железнодорожного моста, урочище Поддубнево, 0.2 км. к северо-востоку от Стоянки. Площадь ок. 2400 кв. м., высота над рекой 2-5 м. На вершине всхолмления в верхнем горизонте культурного слоя найдены обломки позднесредневековых гончарных сосудов, в т.ч. белоглиняных XVI-XVII вв.
30. Икшево. Поселение, неолит, XIV-XVII вв. 4.3 км. к западу юго-западу от деревни, первая надпойменная терраса левого берега р. Колпь, урочище Старый мост. Протянулось узкой полосой вдоль берега, размеры ок. 500х50 м., высота над рекой 3 м. В верхнем горизонте найдены обломки гончарной позднесредневековой посуды, в т.ч. белоглиняной.


Мещерское княжество

Мещёрское княжество - самостоятельное государство, попавшее в сер. XII в., первоначально, под власть Черниговской земли.
После смерти князя Ярослава Святославовича в 1129 г. и раздела Муромо-Рязанского княжества, Муром постепенно вступает в период упадка, в то время, как Рязань достигает своего расцвета, а, впоследствии, устанавливает контроль над территорией лесостепной пограничной зоны, занятой Мещерским княжеством, дав ей название Рязанской Украйны. В составе Великого княжества Рязанского оно и находилось вплоть до сороковых годов XIII в.
В период становления Владимиро-Суздальского княжества, его усиления, термин «мещера» как этноним в летописях и других исторических документах вообще не употребляется. Современная Мещера входила в состав Муромско-Рязанского княжества. Сильной княжеской власти здесь не сложилось. Возможно, причина этого - многоплеменной состав населения княжества (славяне, меря, мещера, мурома, голядь), возможно - особенности местности: дремучие леса, непроходимые болота, которые создавали трудности при княжеских объездах, сборах дани, наказании непослушных и провинившихся.

Основная часть населения княжества жила в небольших деревушках, расположенных по берегам рек (главных путей сообщения того времени), разбросанных среди лесов и болот. Ведь города возникали или на богатых торговых путях, или в районах высокого развития земледелия. Плодородные же почвы, в достатке имелись в так называемом владимирском Ополье, а в Муромо-Рязанском княжестве лишь местами - в междуречьях Прони, Осетра и Оки. В то же время нельзя сказать, что этот край был беден и суров. Известно, что его жители вели активную торговлю с другими народами. Парусные караваны некогда проплывали по большим и малым рекам приокских лесов. Реки эти были в то время полноводнее, нежели сейчас и доступны для судоходства небольших торговых ладей. Вполне вероятно, что одна из таких торговых дорог с Востока на Запад проходила и по рекам Поле, Буже, далее в Клязьму. Причем местное население не только наблюдало за проплывающими мимо ладьями, но и само участвовало в торговле, предлагая в обмен на серебряные монеты (собственных месторождений серебра поблизости не было) мед, воск, деготь, меха белки, куницы, бобра.
В 1237 г. Русь подверглась нападению татаро-монгольских орд хана Бытыя. Первым пал город Пронск, затем Старая Рязань и Козельск. Мещерские территории были отторгнуты из состава русских земель и вошли в состав Золотой орды.

Независимое мещерское княжество просуществовало до кон. XIV в. Территория его в это время постоянно уменьшалась, и причиной тому были не воен

Номер статьи: 374

Рекомендуемые товары

40300.00 руб
Арт.26660
37950.00 руб
Арт.26652
47300.00 руб
Арт.26767

Рекомендуем прочитать

На что обратить внимание при покупке кальяна?
Кальянная Smoke lounge Ул. Осенний Бульвар д. 12
ФЗ от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ о рекламе табачных изделий
Что есть и пить под кальян?
Полезная информация при покупке кальяна